Корректор функционального состояния

 

КОРРЕКТОРЫ функционального

СОСТОЯНИЯ

 

КФС 1...

 

КФС 2...

 

КФС 3, 4...

КФС 5...

Базовая серия КФС...

 

Косметическая серия...

КФС "Места силы"...

Сиреневые КФС...

 

 

Проблемы "Золотого Сечения" и функциональная

ассиметрия мозга

Н.Н. Николаенко, доктор медицинских наук, профессор

 

Проблему гармонии на Земле и во Вселенной принято считать вечной. Древние мыслители сводили цель науки к поиску объективной гармонии. В понятие гармонии Пифагор (580-500 гг. до нашей эры) включали симметрию и отношения целого и его частей ("золотое сечение" (ЗС)).

С точки зрения всей античной космологии, мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармоничного деления - золотого сечения. Такое представление о гармонии распространялось не только на макрокосм (Вселенную), но и на микрокосм, т.е. на человека как "маленькую Вселенную".

В биологических исследованиях 70-90 гг. показано, что, начиная с вирусов и кончая организмом человека всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Однако в медицине закон золотого сечения пробивает себе дорогу со значительным трудом.

Правило ЗС впервые сформулировано Евклидом. Вкратце оно определяется так: отношение целого к большей части должно равняться отношению большей части к меньшей. Таким образом, по Платону, достигается ощущение "наиболее совершенного единого целого".

Если разделить отрезок прямой на две неравные части, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), получим результат, который называют ЗС (section aurea). Это иррациональное число равняется 1.618 или 0.618, и принято обозначать греческой буквой Ф. Части же целого отрезка (а+в), взятого за 1, выражают в относительных величинах: а=0.62..., в=0.38 или в процентах 62% и 38%.

 

 

 

 

 

 

В правильном пятиугольнике диагонали делятся в золотой пропорции по два раза, всего пять (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образующаяся при этом пентаграмма в древние времена (у пифагорейцев) была символом жизни и здоровья, в средние века - магическим знаком против Дьявола. Сейчас это всем известная пятиконечная звезда.

Учение пифагорейцев о гармонических отношениях нашло широкое применение в античной архитектуре и скульптуре. Так, знаменитый Парфенон в Афинах имеет основные размеры, отвечающие золотой пропорции. Известна и золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в ЗС (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с этим об античном периоде писали: "Так утверждается гармония человеческого тела... Античная культура не только скульптурна вообще, она любит симметрию, гармонию, ритмику, метрон (а это значит мера), то есть все то, что касается тела, его положения, его состояния".

 

Рассмотрим вкратце сведения о золотом сечении в биологии

В структурной организации ЗС признано универсальным законом живых систем, начиная с растений и кончая человеком. Важно отметить два вида проявлений ЗС в живой природе: иррациональные отношения по Пифагору - 1.62 и целочисленные, дискретные - по Фибоначчи.

Знаменитый математик 13 века Фибоначчи, решая задачу увеличения численности кроликов при их размножении, открыл замечательный ряд чисел, названный его именем: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55 и т.д.

В этой последовательности чисел каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух ему предшествующих. Высшие члены этого ряда становятся все более близкими друг к другу, а их отношения стремятся к дроби 1.62. Например, 5/3=1.66... 8/5=1.6; 13/8=1.62 и т.д.

Следовательно, числа Фибоначчи и "золотое сечение" тесно связаны между собой. Позже было установлено, что указанный числовой ряд характеризует структурную организацию многих живых систем. Например, винтовое листорасположение на ветке составляет дробь (число оборотов на стебле/число листьев в цикле, напр. 2/5; 3/8; 5/13), соответствующую рядам Фибоначчи.

Хорошо известна "золотая" пропорция пятилепестковых цветков яблони, груши и многих других растений. Носители генетического кода - молекулы ДНК и РНК - имеют структуру двойной спирали; ее размеры почти полностью соответствуют числам ряда Фибоначчи.

 

О золотой пропорции в анатомии человека

Закон ЗС просматривается в количественном членении человеческого тела, соответствующим числам ряда Фибоначчи. Примером может быть число костей туловища, черепа и конечностей. Так, в скелете туловища различают 3 костных системы: позвоночник, реберный его отдел и грудину. Грудина включает 3 кости (рукоятку, тело и мечевидный отросток). Позвоночник состоит из 33 (34) позвонков; от них отходят 12-13 пар ребер.

Мозговой череп состоит из 8 костей. В верхней и нижней челюстях с каждой стороны имеется по 8 альвеол и соответственно - корни 8 зубов.

Скелет верхней конечности состоит из 3 частей (плечевой, костей предплечья и костей кисти). Кисть включает 8 костей запястья, 5 пястных костей и кости 5 пальцев. Каждый палец, кроме большого, имеет по 3 фаланги. Таким образом, морфогенез кисти, включающей два соседних члена числового ряда Фибоначчи - в частности, 8 костей запястья и 5 костей пясти - приближается к ЗС 1.618, поскольку 8/5=1.6.

О функциональной гармонии систем организма, в частности, о психофизиологических исследованиях ЗС.

О способности зрительного анализатора человека выделять объекты, построенные по алгоритму ЗС, как красивые, привлекательные и гармоничные, известно давно. ЗС дает ощущение наиболее совершенного единого целого. Формат 40 книг беллетристики соответствует ЗС [Фехнеp]. Оно выбирается для окон, живописных полотен и конвертов, марок, визиток.

Однако научного изучения такой селективности долго практически не проводилось. Фехнер был первым обнаружившим предпочтение ЗС у взрослых и отсутствие подобной избирательности у детей. Один исследователь написал в 60-х годах: "Я затратил два года на измерение способности человека приводить регулируемый продолговатый предмет к предпочтительной форме, потому что я не верил, что он предпочитает ЗС или что он может распознать его. Он предпочитает и он может!" Но объяснить селективность ЗС исследователи не могли.

В последние годы появились работы об участии теменной области мозга в эстетическом восприятии окружающего мира. Известно, что теменные доли обеспечивают стереогноз - узнавание предметов наощупь при закрытых глазах. Оказалось, что здоровые испытуемые наощупь предпочитают выбирать фигуры, вырезанные в золотой пропорции, и процент стереогностического предпочтения не отличается от результатов зрительного выбора.

Получается, что стереогностическая система теменной области работает синхронно со зрительной системой, обеспечиваемой затылочной и височными отделами.

Более того, под контролем стереогностической системы здоровые испытуемые способны конструировать двухмерные фигуры в золотой пропорции.

Можно предположить, что эти обширные области мозга моделируют систему эталонного восприятия окружающего мира, т.е. выделяют и предпочитают некую эталонную (можно сказать, универсальную) модель мира. Среди таких эталонов может быть не только ЗС, но и зеркальная симметрия предметов и своего тела; эталоны лица и человека в целом; даже эталоны хорошей или плохой погоды.

Человек может ничего не знать о числе Ф, но в строении предметов, а также в последовательности событий он подсознательно находит и элементы симметрии и золотой пропорции.

Особо нужно отметить механизм, участвующий в процессе селективного отбора ЗС. Это орудие для измерения пространства - наше собственное тело и система координатных осей, неизменно связанная с нашим телом, которую мы носим всюду с собой. Система вертикально-горизонтальных координат служит для моделирования нашего перцептивного пространства, пространства восприятия.

Она обеспечивается именно теменными долями правого полушария. Кроме того, именно в этих отделах мозга отображается анатомическое строение собственного тела. Например, при поражении темени правого полушария возникает не только астереогноз, но и такая форма агнозии, как аутотопагнозия: неузнавание частей собственного тела или искаженное их восприятие.

Напомню, что в таких случаях больному кажется, что кисть является непосредственным продолжением плеча, а не предплечья. Встречается и ощущение наличия лишней конечности, например, третьей руки (псевдомелии).

Аутотопагнозия нередко сочетается с анозогнозией, при которой отсутствует сознание своего дефекта, например, паралича, и больные могут утверждать, что они двигают парализованной конечностей. Наконец, при поражении темени правого полушария встречается и фантом ампутированных с ложным ощущением отсутствующей конечности или ее части.

Таким образом, теменная и височно-затылочная область правого полушария обеспечивает модель собственного тела; эта модель включает сому с ее зеркально-симметричными частями и золотой их пропорцией.

Органы и системы работают тоже по законам симметрии и ЗС, поэтому, вероятно, в ЦНС отражены их параметры. Возможно, что человек, наблюдая за каким-либо предметом или ощупывая его, невольно сличает его с собственным эталоном ЗС, входящим составным элементом в информационную модель тела. В конечном итоге он дает эстетическую оценку предмету и отбирает тот, который содержит указанные элементы структурной гармонии.

Мы попытались выяснить роль правого и левого полушарий мозга еще в 80-х годах, когда провели серию нейропсихологических работ по предпочтению ЗС в условиях преходящего угнетения правого или левого полушарий мозга.

Преимущественное угнетение одного полушария мозга возникало в процессе исследования односторонних электросудорожных припадков (разновидности электросудорожной терапии психозов) в психиатрической клинике при лечении тяжелых депрессий.

Спустя 5-15 минут после окончания право- или левосторонних припадков (при височной позиции электродов) больным предлагалось ряд заданий, в том числе нарисовать по представлению ряд предметов.

 

Рассмотрим вначале соотношение часть-целoе в изображении предметов

В изображениях дерева оценивалось отношение части изображения (кроны дерева) к целому. В данном отношении пропорция "золотого сечения" будет равна 0,62.

В обычном состоянии в рисунках дерева пропорция ЗС резко не выделяется. Однако при угнетении левого полушария, когда активно правое полушарие, отношение части к целому становится наиболее близким к ЗС. Такое постоянство отношений части к целому обеспечивает узнаваемость образа (pис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напротив, левое полушарие резко "отходит" от пропорций ЗС: высота кроны резко возрастает по отношению к высоте всего дерева, и отношение кроны к целому изображению дерева нередко достигает 1,0. Такие диспропорции приводят к тому, что константность формы предмета исчезает, и изображения дерева могут относиться равновероятно к изображениям и ветки, и листа, и куста.

 

Соотношение часть-целое в изображении человека

С одной стороны, человек это объект с определенной пространственной структурой в экстраперсональном пространстве. С другой стороны, мы постоянно имеем дело с непосредственным ощущением формы своего тела. Таким образом, существуют разные телесные пространства - объективная метрика тела и субъективное пространство.

В обычном состоянии пропорции головы составляет в среднем 1/5 длины тела. Правое полушарие еще больше "преувеличивает" пропорции головы; они достигают уже 1/4 размера всего изображения. Увеличение пропорций проявляются и в изображении кисти и ступни. Hередко пропорции ступней достигают 1/4 - 1/5 от изображения всего человека (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существенно нарастают пропорции кистей рук (рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левое полушарие "преуменьшает" пропорции головы (до 1/6 размеров изображения) и пропорции ступней. Кисти, руки и ступни могут не изображаться вовсе. Напротив, правое полушарие выделяет значимые признаки изображения человека - головы, кистей и стоп этого своеобразного "гомункулуса": преувеличиваются размеры как раз тех частей тела, которые в практической деятельности человека несут громадную, хотя и мало осознаваемую функциональную нагрузку.

Понять появление таких пропорций помогают данные об особенностях представительства тела в коре головного мозга. Пенфилд (Penfield W.) и соавторы изучал эффекты точечного электрического раздражения коры головного мозга (в основном коры правого полушария) во время операций под местным обезболиванием: в двигательной и в сенсорной областях коры мозга тело представлено в виде уменьшенной копии (рис. 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она резко отличается от объективных пропорций. Прежде всего, речь идет о пропорциях стоп и кистей; так, площадь представительства стопы намного больше зоны представительства бедра и голени вместе взятых; площадь представительства кисти руки занимает большую площадь, чем туловище в целом. Итак, чем тоньше нервная регуляция, тем обширнее его представительство в коре мозга, независимо от объективного размера этого органа.

Сопоставление - сходство в распределении пропорций частей по пространству тела. В таком случае "правополушарное" изображение человека отражает функциональное восприятие собственного тела; оно воспроизводит субъективное телесное пространство.

Для правого полушария изображение человека - проекцию во вне такого восприятия своего тела, в котором отражена более высокая и тонкая нервная регуляция ощущений конечностей тела.

 

Сопоставление с миром изобразительных искусств

Правое полушарие воссоздает чувственную модель человека; подсознательно отражается различная функциональная значимость разных частей тела человека.

В период неолита - выбитые на камне необычные изображения мужчин с громадными стопами, кистями или преувеличенными размерами фаллоса (рис. 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиально иной тип пропорций - изобразить божество (жреца), т.е. при следовании магическим, религиозным требованиям: удлиненные пропорции тела при уменьшении размеров рук, кистей. За счет вытянутости по вертикали, чрезмерно широких плеч и сложенных маленьких кистей вся фигурка в целом приближается к форме креста. По мере усиления канонизации образа и увеличения роли вербально-логических догматов стилизация изображения Христа с вытягиванием пропорций тела по вертикали.

Отношение большей части фигуры к меньшей.

Задача выбора и копирования разных пропорций.

Для исследования предпочтения прямоугольников с пропорциями:

квадрата - (40: 40 мм );

"золотого сечения" - 1,62 (31:50 мм);

с удлиненными пропорциями - 2,31 (26: 60 мм ).

Выбор пропорций. В обычном состоянии в 1/2 случаев предпочтение отдается квадрату.

Правое полушарие предпочитает ЗС и отвергает вытянутый прямоугольник. Наоборот, левое полушарие тяготеет к удлиненным пропорциям и отвергает ЗС.

Бросается в глаза, что по выбору пропорций обычное (т.е. двухполушарное) состояние сознания сближается с левополушарным. высокую вероятность предпочтения "нейтрального" квадрата можно объяснить на непосредственное зрительное впечатление наслаиваются некие концепции словесно-логического порядка, сосредоточенные в левом полушарии.

Выбор "золотого сечения" "происходит без колебаний, тогда как при выборе квадрата наблюдается нерешительность. Здесь действует тот же закон, который диктует культурно невоспитанной аудитории вкус к текстам с пониженной информационностью, к текстам, избавляющим от выбора.

Копирование пропорций. Перерисовать семь прямоугольников с пропорциями квадрата, золотого сечения и удлиненными пропорциями.

Когда активно правое - наиболее точно выдерживаются пропорции в копиях.

Левое полушарие: квадрат срисовывался как прямоугольник с пропорциями 1,2; пропорции вытянутого прямоугольника (2,3) резко увеличиваются и достигают 2,8. Левое полушарие грубо искажает пропорции ЗС - его пропорции (1,62) в копиях становятся пропорциями сильно вытянутого прямоугольника (2,08). На рисунке - как острый выступ. Видна критическая роль ЗС, как точки разграничения тенденций: левополушарное сознание - резкий отрыв даже на фоне собственной траектории (рис. 9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпочтение пропорций в рисунках по пpедставлению

В обычном состоянии пропорции, близкие к ЗС, и вытянутые. В среднем же пропорции составляют 2,0.

Правое полушарие - предпочтение пропорциям ЗС.

Левое полушарие: отход от пропорций ЗС и вытягивание пропорций. Впечатление стилизованных (в духе маньеризма) и отличаются необыкновенной грациозностью (рис. 10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напоминают пропорциями фигуры А. Модильяни; "модильяниевский" разрез глаз на рис.

В изображениях дерева преобладают заостренные елки с преувеличением вертикального и сужением горизонтального размера. Рисующие настойчиво пытаются располагать лист бумаги вертикально, придавая своему рисунку устремленность вверх.

 

Сопоставление с миром изобразительных искусств

Удлинение пропорций человеческого тела встречается в готической скульптуре. Резкое удлинение фигур - живописи Эль Греко. Так, на вертикальном холсте (1 на 2.5 м ) Эль Греко "Вознесение" изображена удлиненная фигура возносящегося Христа.

В картине поразительна аналогия трех рук - руки Христа и непомерно вытянутых кверху рук, поднятых ладонями вверх, как бы поддерживающих или сопровождающих движение. Направление взоров этих фигур - вверх, выше головы Христа, как если бы он был уже там.

Удлинение пропорций человеческого тела, вытянутость вверх фигур могут быть сопоставлены с предпочтением левым полушарием удлиненных пропорций.

Однако легкость подобных сближений заставляет подчеркнуть глубокие различия: право- и левополушарное моделирование пространства составляет нейрофизиологическую базу его художественного воссоздания, но само по себе художественных текстов не генерирует. Философия невозможна без мозга, но мозг еще не делает философа.

Вельфлин, характеризуя созданную Микеланджело галерею, писал: "Сравните соответственные части верхнего и нижнего этажей. Напоминающие слуховые окна углубления под главными нишами, например - продолговатые; верхние - квадратные, со вписанным в квадрат кругом. Нельзя себе представить более полного успокоения".

Удлиненность окон нарастает от цокольного этажа кверху. Однако целая серия круглых конструкций дает переход от резко вытянутых форм к нейтральным (рис. 11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барокко - переход от удлиненных (2,0) пропорций окон бельэтажа к укороченным (0,5) второго этажа. И все это вписано опять-таки в нейтральный квадрат фасада.

В произведениях искусства, даже при ориентации на готический способ освоения пространства, имеется внутренняя апелляция к противоположным языкам моделирования.

В произведении искусства физиологический автоматизм, посредством которого то или иное полушарие "видит" внешний мир, сменяется свободой художественного выбора. Выбор дает возможность оперировать разнополушарными "языками" как средством гибкого художественного моделирования.

Художник интуитивно апеллирует к правому или левому полушариям, а динамическая структура человеческого сознания, способная гибко использовать диалог полушарий, создает физиологическую базу для сложных моделей художественного полифонизма.

С этой позиции становится понятной и утомительность для зрения стандартных окон на всем пространстве фасадов современных зданий. Только будущее покажет, во что обходится психике современного человека ровный энтропийный гул типовой застройки преимущественно второй половины ХХ века, это тяготение к формам пониженной информационности.

Чувствительная Наташа Ростова в "Войне и мире" истолковала аналогичный контраст, как движение от ненадежности и сомнительности к надежности и доверию. Сравнивая Бориса Трубецкого и Пьера Безухова, она говорит о Борисе: "Он узкий такой, как часы столовые... Вы понимаете?.. Узкий (...)" и о Пьере: "Безухов (...) он четвероугольный".

Таким образом, делается очевидной диалогическая природа работы пространственных "языков" правого и левого полушарий при создании художественного текста.

Связи между различными видами искусств одной и той же эпохи. Легко обнаружить общие идеологические черты искусства Западной Европы XII - XIV веков (эпоха готики). Можно ли усмотреть связь между формой готических окон и схоластикой? Но ведь именно словесно-классификационные формы характерны для левополушарного мышления.

Это же мышление обнаруживает предпочтение удлиненных вертикальных форм, а следовательно, готики и схоластики; связь оказывается естественной, определенной общностью нейрофизиологической базы. Возможность, заложенная в механизме сознания человека, делается знаковой моделью, на которую ориентируется культура данной эпохи.

Эстетические предпочтения - результат динамического взаимодействия мозговых и творческих процессов. Взаимодействие начинается диалогом между полушариями головного мозга и завершается диалогом основных знаковых образований данной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

| Карта Сайта | Контакты | ©2008-2014 KFS45.RU. All Right Reserved